Дональд Мельтцер (Donald Meltzer)

  1. Биографическая справка. Д. Мельтцер (1922-2004) был американским психоаналитиком и детским психиатром, который в начале 50-х годов приехал в Лондон изучать кляйнианский анализ. Он проходил анализ у Мелани Кляйн вплоть до ее смерти в 1960-м году. Мельтцер оказался как бы между поколениями последнего «призыва» учеников Кляйн – Бионом, Сигал, Джозеф и Розенфельдом, его молодыми на то время учителями, – и новой генерации аналитиков, для которых учителем был уже он. Думаю, эти факты определили его сложную позицию: во многом он пытался сохранить классическую технику Кляйн, от которой постепенно отступали Бион и другие, с последними же Мельцер находился в отношениях ученичества-конкуренции. По-видимому, Мельтер все время искал свою группу, и в разное время в качестве таковой выступали для него Лондонский институт (где он вел семинар параллельно с Сигал, Розенфельдом и др.), группа «Имаго» (аналитиков и гуманитариев, начавших в конце 50-х годов заниматься кляйниански ориентированными исследованиями в области эстетики, социологии и других дисциплин), Тэвистокская клиника (где совместно с Э. Бик и М. Харрис, женой Мельтцера, он основал особый тип тренинга для детских психотерапевтов и проводил исследования аутизма) и в конце концов Оксфордская группа (совместно с Бионом, четой Лис и своей женой Мельтцер собирался основать группу и впоследствии Институт в Оксфорде, что по-видимому и привело к его разрыву с Лондонским институтом, БПО и МПА). После выхода Мельтцера из Института и БПО его влияние в Британии стало стремительно падать, его идеи забывались и критиковались (в особенности его склонность к частично-объектным интерпретациям старомодно кляйнинского типа; по словам Сигал, «из-за Мельтцера за нами закрепилась слава школы летающих «пенисов» и «грудей»»), а жизнь обрастала типичными для психоаналитической среды слухами и легендами. Мельцер вел большую преподавательскую работу в Норвегии, Америке, Италии и Франции, основал особый тип обучающих групп, которые назывались «ателье» (я практически ничего не знаю о них). Как отмечает Р. Хиншелвуд, Мельтцер был и отчасти остается «богом» для сотрудников Тэвистокской клиники (одного из центров развития кляйнианского анализа вне Лондонского института). Но при этом в БПО его имя практически было забыто вплоть до недавнего времени. В конце 80-х гг. Э. Спиллиус включила несколько его статей в сборник «Мелани Кляйн сегодня», а в последние годы зарубежные ученики Мелтцера и его семья занялись переизданием его трудов. Наверное, это свидетельствует о преодолении прежних барьеров, хотя многие считают, что произойдет это только с уходом старого поколения аналитиков, участвовавших в конфликте с Мельтцером. Сам Мельтцер называл себя индивидуалистом и не-институциональным человеком – это заметно и в его поведении, и в стилистике работ – с обилием личной терминологии и постоянным стремлением к новизне (чем-то они напоминают стилистику работ французских аналитиков). В целом можно сказать, что, несмотря на большое влияние на отдельных кляйнианских аналитиков (Этчегоена, Мэссона – последний, соратник Биона, назвал способность Мельтцера понимать бессознательное «жуткой») и аналитические группы (Тэвисток), влияние Мельтера на развитии современной клянианской техники, как ее трактуют в Лондоне, не очень значительно, и совершенно точно несопоставимо с влиянием Розенфельда и Джозеф. Хотя ряд революционных идей в этой области был высказан Мельтцером даже раньше других авторов (о «патологических организациях», о важности анализа разыгрываний и пр.), но почему-то они не получили у него дальнейшего развития.
  2. Труды. Мельтцер стал известен широкой публике благодаря первой крупной своей работе «Психоаналитический процесс» (1967). За ней последовали «Сексуальные состояния души» (1973), «Исследование аутизма» (1975, с соавторами), «Кляйнианское развитие» (1978, в 3-х т.), «Сновидческая жизнь» (1984), «Исследования в области расширенной метапсихологии» (1986). Итоговыми считаются две работы: «Понимание красоты» (1988, о раннем развитии, выводы из исследования аутизма и т. п., совместно с Мег Харрис Уильямс) и «Клауструм» (1992, фактически, о патологических и\или нарциссических организациях). Кроме того, есть множество статей, часть из которых изданы учениками Мельтцера в сборнике «Ясность и другие работы» (1994), и «прикладные» работы – например, интервью, помещенное в книге под ред. А. Стоукса «Живопись и внутренний мир» (1963). Сам Мельтцер считал, что в книге «Психоаналитический процесс» он описал метод, с помощью которого осуществлял дальнейшие исследования.

См. работы Мельтцера и информацию о нем на сайте: http://www.psa-atelier.org/index.php