Бетти Джозеф является одной из наиболее влиятельных фигур лондонской кляйнианской группы. Она принадлежит к плеяде последнего поколения учеников Мелани Кляйн, и вместе с У. Бионом, Х. Сигал и Г. Розенфельдом определила направление, в котором развивалась кляйнианская школа после смерти ее основательницы. При этом основной точкой приложения усилий Джозеф стало развитие техники психоанализа – можно сказать, что наряду с Г. Розенфельдом она оказала наибольшее влияние на то, как выглядит работа современных кляйнианских аналитиков.
Б. Джозеф родилась в 1918 г. и первое образование получила как социальный работник. В 1940 г. она начала анализ с М. Балинтом в Манчестере, продолжившийся затем в Лондоне (с 1945 г.) как часть аналитического тренинга. Джозеф обучалась в Лондонском институте психоанализа одновременно с У. Бионом и Р. Мани-Кёрлом; Х. Сигал и Г. Розенфельд закончили свое обучение немного раньше ее. Она получила квалификацию аналитика в 1949 г., и здесь произошел курьезный и показательный случай: чувствуя себя недостаточно компетентной как аналитик, Джозеф вернула в тренинговый комитет БПО свидетельство о своей квалификации. Несмотря на это, комитет оставил в силе свое решение, и Джозеф решила продолжить супервизии с Х. Сигал, М. Кляйн и П. Хайманн. Последняя через некоторое время стала ее вторым аналитиком (второй анализ Джозеф длился около 4-х лет).
Постепенно Джозеф сблизилась с кляйнианской группой, однако происходило это в тот самый момент, когда ее аналитик, П. Хайманн, от этой группы отошла (официально – вскоре после окончания анализа Джозеф). Наверное, это оказало некое «тормозящее» влияние на профессиональное развитие Джозеф – по ее собственным словам, она гораздо позже нашла свой путь в психоанализе, чем другие кляйнианские аналитики ее поколения: Сигал, Бион, Розенфельд… Сама Джозеф считает началом этого пути 1975 г., год выхода в свет статьи «Пациент, которого трудно достичь». Однако многие ее коллеги (включая ее супервизора Х. Сигал и соратницу Э. Спиллиус) считают, что уникальный технический подход и соответствующие ему теоретические идеи проявились гораздо раньше, в работах 60-х годов.
Опубликованное наследие Джозеф не столь велико: большая часть написанных ею статей собраны в сборнике «Психическое равновесие и психическое изменение» (1989) под ред. М. Фельдмана и Э. Ботт Спиллиус. Он включает работы о навязчивом повторении, перверсивных и психопатических пациентах, проективной идентификации, тревоге, психической боли и понимании. Большая часть работ Джозеф посвящена аналитической технике и подробно иллюстрирована клиническими примерами – этот особый стиль изложения сама она назвала «индикативным методом».
Гораздо больше, чем публикации, известности Джозеф способствовала ее преподавательская деятельность. В 1962 г. вместе с Х. Сигал она начала вести семинар по невротическим и пограничным пациентам в рамках программы последипломного образования для аналитиков (в той же программе вели семинары Г. Розенфельд о психотических случаях, Э. Бик о наблюдении за младенцами и Д. Мельтцер по книге Кляйн «Повествование о детском анализе»). С конца 1970-х учебный семинар Джозеф трансформировался в мастерскую («ворк-шоп»), посвященную трудным аналитическим случаям – «пациентам, которых трудно достичь», как навала их Джозеф. В разное время членами семинара были М. Фельдман, И. Содре, Дж. Стайнер, А. Варчевкер, П. Рот, Р. Бриттон, Д. Тэйлор, Р. Лукас, Дж. Форнари Спото, М. Пападакис, Э. О’Шонесси, П. Дэниел, Дж. Темперлей, И. Бренман Пик, Р. Андерсон, Э. Харгривз, Э. Хагес… В течение долгого времени число членов семинара остается стабильным – 15 человек, и новые члены включаются только на место выбывших. Как пишут Э. Харгривз и А. Варчевкер: «Воркшоп стал своего рода психоаналитической лабораторией, в которой его члены представляли детальный клинический материал загадочных ситуаций [в анализе], которые обсуждаются иногда в течение нескольких лет» (с. 7). Форма работа семинара такова: группа собирается каждые две недели, и участнику предоставляется два заседания для доклада «трудного случая». Имеется в виду, что представляемый пациент представляет для аналитика сложность в понимании и аналитической работе – является случаем, в котором он ощущает тупик, трудность достичь значимого контакта и развития, какого-то рода «сговор» или повторяющиеся разыгрывания. Как правило, такие пациенты подпадают под определение обладающих «патологических организаций личности» (Стайнер). В 2004 г. был издан сборник работ участников мастерской «В стремлении к психическим изменениям. Ворк-шоп Бетти Джозеф» (под ред. Э. Харгривз и А. Варчевкера) – его идея возникла в 1998 г. на праздновании 80-летия Джозеф.
В предисловии к сборнику работ Джозеф редакторы (М. Фельдман и Э. Спиллиус) перечисляют основные темы ее изысканий (с некоторыми изменениями этот перечень повторяют редакторы сборника «Психическое равновесие и психическое изменение»):
— подчеркивание потребности пациента поддерживать психическое равновесие (несмотря на сознательное стремление измениться, добавляют Харгривз и Варчевкер);
— психическое изменение и факторы, способствующие или же препятствующие ему;
— особый способ фокусировки на переносе и контрпереносе, на отыгрывании пациента в переносе и на попытках, обычно бессознательных, побудить аналитика присоединиться к отыгрыванию (новое понимание «тотальной ситуации переноса», с учетом теории проективной идентификации и контрпереноса);
— избегание того, что может быть названо «знанием о» (непосредственном опыте), в пользу «переживания в».
Как я уже сказал, наряду с Розенфельдом и, отчасти, Бионом Бетти Джозеф определила лицо современной кляйнианской техники, значительно отличающейся от того, какой она предстает в работах самой М. Кляйн и ее ближайших соратников (из аналитиков младшего поколения «классическую» технику пытались сохранить Д. Мельтцер, некоторые сотрудники Тэвистокской клиники и члены кляйнианских групп за рубежом, прежде всего в Латинской Америке). Опознавательным знаком новой техники Джозеф стало внимательное исследование взаимодействий аналитика и пациента внутри каждой отдельной сессии (включая те, что получили название «разыгрываний» или «отыгрываний внутри»), предпочтение детализированных описательных интерпретаций или комментариев «объясняющим» интерпретациям (в особенности тем, что непосредственно апеллируют к истории пациента и\или к его бессознательным фантазиям), акцент на ситуации «здесь и теперь», исследование судьбы Эго пациента, его понимания и отклика на интерпретации аналитика (ср. с интересом Розенфельда к прошлому и реакций на не-понимание, и с интересом Сигал и Мельтцера к бессознательным фантазиям).
Несмотря на огромное влияние Джозеф на всю лондонскую кляйнианскую группу (и не только кляйнианскую – достаточно вспомнить работы П. Фонаги, Дж Сандлера или Д. Таккета), большинство членов ее мастерской обладают собственным стилем аналитической работы и многие из них развили оригинальные аналитические теории (как Бриттон, Стайнер, О’Шонесси). Считается, что наиболее близким последователем Джозеф является М. Фельдман.
С некоторыми работами и интервью Б. Джозеф и информацией о ней можно познакомиться на сайте: http://www.melanie-klein-trust.org.uk/