И. Ю. Романов
Психоанализ
Поскольку никто не додумался ввести копирайт на слово «психоанализ» (к счастью или несчастью для психоаналитиков), оно используется довольно широко и разнообразно. Прежде всего психоанализом называют разработанный Зигмундом Фрейдом метод разговорной психотерапии, при которой пациент и психоаналитик встречаются несколько раз в неделю, пациент лежит на кушетке, а аналитик пытается понять и разъяснить то, что пациент выражает в свободной манере. При этом подразумевается, что психоаналитиком является человек, прошедший долгую систематическую подготовку, включающую его собственный обучающий психоанализ и ряд других элементов. (Известный британский психоаналитик Джозеф Сандлер имел ввиду именно это, когда заявил: «Психоанализ – это то, что делают психоаналитики».) Кроме того, психоанализом называют комплексную науку о человеке, его развитии, нормальном и нарушенном функционировании его психики, формах психопатологии, творческих достижениях и т. д.
Поскольку психоанализ стал, по сути, первым глубоко разработанным и широко распространенным методом психотерапии, зачастую психоаналитиками называют любых психотерапевтов или психологов-практиков. Сегодня в мире насчитывается несколько сотен направлений психотерапии, и поэтому трудно ожидать от широкой публики, что она запомнит их все. И уж коль психоанализ стал популярен, нашел отражение в кино, литературе и даже мультипликационных сериалах, многие психотерапевты без особых угрызений именуют себя психоаналитиками, экономя на рекламе своих собственных методов.
Нечто подобное происходит и в академической среде. Многие психоаналитики, начиная с Фрейда, не только занимались психотерапевтической работой, но и пытались анализировать произведения искусства, историю человечества и социальные процессы. Так почему бы не называть психоанализом то или иное философское или социологическое исследование, в котором используются два-три фрейдовских термина? Многие так и поступают. Процесс этот, по-видимому, стоит признать естественным последствием моды на психоанализ. Важно лишь не запутаться в потоке услуг и концепций, использующих бренд «психоанализ», и каждый раз задавать простой вопрос: «А это психоанализ в каком смысле?»
(Более подробную информацию о психоанализе вы можете найти в разделе «Что такое психоанализ?»)
Бессознательное
Основным фундаментальным понятием, которое используют все психоаналитики, является понятие бессознательного. Когда аналитики употребляют это слово, они имеют в виду несколько разных значений. Во-первых, они часто подразумевают под бессознательным все то, что в данный момент не осознается человеком – включая его воспоминания, случайные мысли, сновидения и т. д., все, что при определенном, небольшом усилии все же может быть осознано. Во-вторых, гораздо чаще, бессознательным они называют ту часть психической жизни, которая не осознается по активно действующим причинам – так как осознание некоторых переживаний вызовет крайне неприятные, болезненные эмоции: стыд, тревогу, вину… В основе такого понимания лежит динамический подход или, иначе говоря, теория психического конфликта, которую используют все психоаналитики. И, наконец, в-третьих, под бессознательным часто имеют в виду область психики, в которой действуют другие логические законы, по сравнению с областями сознательного мышления. Эти законы напоминают логику сновидений, где, например, не работает логический принцип противоречия, нет привычного нам линейного течения времени и т. д.
Интересно, что в обыденном русском языке и поп-психологии чаще используется слово «подсознание». Причины этого непонятны, и возможно, связаны просто с более легким произношением последнего слова. З. Фрейд специально оговаривал, почему он не хочет использовать данное слово: подсознание отсылает скорее к какому-то другому сознанию, а Фрейду было важно указать на отличия в принципах работы бессознательной области душевной жизни.
Пациенты
Психоаналитики по-разному называют своих подопечных: пациенты, клиенты, анализанты… Здесь существуют определенная путаница и наложение разных традиций. Сами психоаналитики и психоаналитические психотерапевты в большинстве являются либо врачами, либо психологами по своему базовому образованию (в европейских странах они могут быть также людьми других «помогающих профессий», например, социальными работниками, или же иметь гуманитарное университетское образование). В нашей стране достаточно часто психологи предпочитают называть людей, с которыми они работают, клиентами – по-видимому, чтобы отделить себя от врачей и медицинской практики. Кроме того, некоторые считают, что слово «пациент» означает то ли больного, то ли пассивного человека, принимающего помощь… С точки зрения истории понятий тут наблюдается большая путаница: слово пациент исходно означает человека страдающего, претерпевающего нечто (не только страдание, но и, например, сильные эмоции, страсти – значение, сохраняющееся в английских словах «passion» (страсть) и «patience» (терпение)). А слово клиент изначально, в Древнем Риме, относилось к зависимым людям (хотя теперь оно означает заказчика, который «всегда прав»). Наиболее нейтральным выглядит слово анализант, однако оно, во-первых, непривычно, а во-вторых, относится только к тем, кто проходит классический психоанализ, а не, например, какую-либо из разновидностей психоаналитической психотерапии. Вывод отсюда довольно прост: совершенно не важно, как вас называют, важно – какой вид помощи вам предлагают, и кто эту помощь будет осуществлять.
Психоаналитики и другие
Психоаналитики, психологи, психиатры, психотерапевты – как разобраться в этих наименованиях? Об этом написано также в разделе сайта «Что такое психоанализ». Говоря коротко, психологи – это люди, закончившие факультеты психологии в университетах, где они глубоко изучали психологические теории, методы исследования, тестирование и отдельные методы воздействия на психику человека. Если они специализируются в области клинической или медицинской психологии, они в процессе своего обучения уделяли большее внимание диагностике патологических душевных состояний и немного – возможностям их психологической коррекции. Психиатры – это врачи, получившее медицинское образование, на завершающих этапах которого они изучали, как диагностировать различные психические болезни и как лечить их с помощью лекарств. Психотерапевтами в нашей стране называют врачей (исходно – любой медицинской специальности), которые прошли специальные курсы переподготовки в течение нескольких месяцев и освоили некоторые методы психологического воздействия на психику страдающего человека (гипноз, аутотренинг и др.). Если кто-то из вышеперечисленных специалистов захочет получить образование в области психоанализа (или других классических видов психотерапии, как, например, гуманистическая терапия или поведенческая), ему придется посвятить еще несколько лет своему образованию – на основе уже существующего высшего. Психоаналитическое обучение включает в себя прохождение личного обучающего анализа, лечение нескольких пациентов под контролем (супервизией) более опытных коллег и изучение психоаналитической теории. Весь этот процесс занимает от 5 до 8 лет, и только по его завершении специалист вправе называть себя психоаналитиком. Некоторый диссонанс заключается в том, что в нашей стране человек, получивший полноценное психоаналитическое образование (или образование в любом другом виде психотерапии, признанном в мире) не имеет права называть себя психотерапевтом – поскольку слово это законодательно закреплено только за врачами. Однако по сути это мало влияет на практическую деятельность, так как психологи официально могут называть свою работу «консультированием», «психологической помощью» и т. п., не вызывая при этом особых нареканий. В настоящее время некоторыми профессиональными ассоциациями в Украине и России ведется активная работа по внедрению западной модели психотерапевтического обучения.
Язык психоанализа
Психоаналитики стараются разговаривать со своими подопечными обычным человеческим языком – как можно более приближенным к тому языку, на котором говорят о себе сами пациенты. Однако совсем не так обстоит дело в общении психоаналитиков между собой. Всякий человек, заглянувший в психоаналитическую книжку, обнаружит в ней обилие труднопонимаемых и труднопроизносимых терминов. Психоаналитики говорят между собой не о понимании, а об «инсайте», не о человеческом я, а об «Эго», не о других людях, а об «объектах», и т. д., и т. п. По сути, так обстоит дело в любом профессиональном или научном сообществе – оно вырабатывает свой «шифр», чтобы отгородиться от профанов. Особая трудность для психоаналитиков заключается в том, что они размышляют и пишут о тех материях, которые занимают каждого человека – и каждый имеет о них свое мнение! Великие психоаналитики прошлого, такие как сам Фрейд, не чурались обыденного человеческого языка и пытались быть понятными широкой общественности. Сегодня же нужно очень постараться, чтобы посоветовать кому-либо книгу, в которой об интересующих всех вопросах будет написано ясно и доходчиво с психоаналитической точки зрения.
В дальнейшем мы постараемся на нашем сайте давать ссылки на подобную литературу, которой, увы, все еще недостаточно.
Хорошие книжки
Тем, кого психоанализ интересует прежде всего как способ лучше понять себя, своих близких и просто других людей, можно посоветовать почитать книжку И. Зальцбергер-Виттенберг «Психоаналитический инсайт и человеческие отношения» (которая, адресована социальным работникам, но при этом обладает достоинством, делающим ее интересной любому читателю, – на очень простых примерах из жизни людей объяснять очень сложные психоаналитические концепции). Серия книг Р. Фигдора о детях, родителях и их проблемах – в частности «Дети разведенных родителей», – также представляет собой не только ясное и глубокое освещение заявленных автором тем, но и превосходное введение в основы психоаналитических теорий развития.
Для читателей, которые задались целью проникнуть в глубины психоаналитического знания и освоить язык, на котором говорят и думают психоаналитики, можно порекомендовать для начала обраться к психоаналитическим словарям и энциклопедиям. Классической работой, раскрывающей язык классического фрейдовского психоанализа, является «Словарь психоанализа» Ж. Лапланаша и Ж.-Б. Понталиса. Книга Р. Хиншелвуда «Словарь кляйнианского психоанализа» выполняет сходную задачу в отношении концепций М. Кляйн и ее последователей. Весьма основательным изданием, содержащим статьи практически по всем психоаналитическим темам и направлениям, является четырехтомная «Энциклопедия глубинной психологии» под редакцией Д. Айке. Хорошим дополнением к этим фундаментальным трудам может послужить книга «Психоаналитические термины и понятия: Словарь» под редакцией Б. Э. Мура и Б. Д. Файна, где большее внимание уделено психоанализу американскому.
Читателям, готовым к преодолению барьера психоаналитического языка ради лучшего понимания фундаментальных проблем человеческой жизни, можно посоветовать для начала замечательную книгу О. Кернберга «Отношения любви: норма и патология». Как отмечает автор предисловия к русскому изданию книги, Кернбергу удается сказать свое слово в области, где раньше царствовали лишь великие поэты, – но услышать его дано лишь тем, кто продрался через терминологические чащи.
И наконец, пара рекомендаций для начинающих психотерапевтов, консультантов, психологов и других специалистов. На нашем сайте помещено небольшое введение в психоаналитическую психотерапию Р. Стюарта «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия». Полезным руководством такого же толка является книга «Психодинамическая психотерапия» Р. Урсано, С. Зонненберга и С, Лазара. Если к ним добавить «Психоаналитическую диагностику» Н. Мак-Вильямс, то библиотеку начинающего психоаналитического психотерапевта можно считать почти собранной. С Божьей помощью (а также с помощью своего аналитика и супервизора) Вы можете начинать пользоваться психоаналитическими инструментами!
И совсем наконец… Каковы бы ни были ваши мотивы при обращении к психоаналитической литературе, не стоит пренебрегать трудами «отцов-основателей» (или «матерей-основательниц»). Такие книги, как «Психопатология обыденной жизни», «О сновидении» или «Введение в психоанализ. Лекции» (или более краткие и более ранние пять лекций «О психоанализе») З. Фрейда, «Любовь, ненависть и репарация» М. Кляйн, многие работы Д. В. Винникотта – принадлежат к золотому запасу психоаналитической культуры. Читателя, взявшего на себя труд войти в их мир, ждут незабываемые открытия.